Самый прикольный эксперимент был с попытками научить обезьян речи и мышлению. И ученые не были готовы, что результаты будут настолько успешными. Это был прикол - мало того что ученые, так еще и спецы по теме повели себя как религиозные фанатики.
Интереснейшая статья про это:
http://www.znanie-sila.ru/online/issue_1305.html
" Коко училась за клавиатурой, с помощью которой можно выводить символы на экран. Сейчас это гигантская и мудрая "профессорша", знающая 500 символов (спорадически использует до тысячи) и составляющая предложения из пяти-семи слов. Коко воспринимает две тысячи английских слов (активный вокабулярий современного человека), причем многие не только на слух, но и в напечатанном виде (!). Она встречается с другой "образованной" гориллой - самцом Михаэлем (который присоединился к Коко через несколько лет после начала работ и использует до четырехсот знаков). Коко умеет шутить и адекватно описывать собственные чувства (например, грусти или недовольства). Самая известная ее шутка - как она кокетливо называла себя "хорошей птичкой", заявляя, что умеет летать, но потом призналась, что это понарошку. Были у Коко и крепкие выражения: "туалет" и "дьявол" (последнее для нее, как, впрочем, и для нас, совершеннейшая абстракция). В 1986 году Паттерсон сообщила, что ее любимица, решая тесты на IQ, показала уровень, входящий в норму взрослого человека. Сегодня Коко посвящен отдельный сайт в Интернете, где можно познакомиться с ее живописью и черкнуть ей письмо.
Да, Коко рисует. И у нее можно узнать, что, например, красно-синий рисунок, напоминающий птицу, - это ее ручная сойка, а зеленая полоса с желтыми зубцами - это игрушечный дракон. Рисунки по уровню сходны с произведениями трех- четырехлетнего ребенка. Коко прекрасно понимает прошлое и будущее. Когда она потеряла любимого котенка, то сказала, что он ушел туда, откуда не возвращаются. Все это удивительно, но нас поразил сам факт: у нее есть питомцы!"
"Кстати, нас удивило то, что в словаре обезьян на одном из первых мест идет "пожалуйста".
Антропоиды способны сопереживать и обманывать (решая задачу уровня "я знаю, что он знает, что я знаю"). Они узнают себя в зеркале (чего не умеют делать дети иногда до трех лет) и прихорашиваются или ковыряются в зубах, направляя движения "на глазок". Они отнюдь не "объекты", а индивидуалы - у каждого своя скорость освоения языка, свои предпочтения слов (лакомки начали с еды, трусишки - с опасностей), свои шуточки."